Он, легенда

Легенда о Коловрате
(2017, Россия)

"Call of Wrath"
Вероятное название видеоигры по этому фильму


Во первых строках сего обзора хочу поблагодарить фильм «Легенда о Коловрате» за честность. То есть за логотип телеканала «Россия 1» в самом его начале. Низкий вам поклон! Увидев этот логотип, я сразу понял, к чему мне надо морально готовиться, и потому не испытал в итоге культурного шока. А иначе запросто мог бы.
Начну с того, что это не кино. Не знаю, как называется такая продукция. Возможно, это презентационное видео фабрики по пошиву исторического костюма или же дипломная работа каких-то инженеров по спецэффектам. Но что не кино - это точно. По одной-единственной ключевой причине: в нем нет актеров. Вернее, есть несколько (Серебряков, Проскурин, Колтаков и еще парочка), но они лишь топчутся на заднем плане и никакой погоды не делают. А на первых-вторых ролях здесь наблюдаются какие-то люди, которые ходят, машут оружием и обмениваются друг с другом информацией. Иногда, когда этого недостаточно, их просят изобразить эмоции. После чего они начинают орать друг на друга и симулировать истерику. А потом успокаиваются и возвращаются к обмену информацией, из которой мы, если прислушаемся, можем понять в общих чертах, что происходит на экране.
Почему я не считаю их актерами? Ребята, ну всё же элементарно. Когда я забиваю в свой внутренний поисковик фразу «Драматический исторический киноперсонаж с длинноклинковым оружием», кто моментально приходит на ум? Правильно: Мэл Гибсон в роли Уильяма Уоллеса, Рассел Кроу (Максимус Меридий), Вигго Мортенсен (Диего Алатристе), Джерард Батлер (Леонид)... Отличные актеры, отлично сыгравшие своих героев. А что я вижу в «Коловрате»? Странного человека, который весь фильм смотрит на меня пустым, заторможенным взглядом и иногда широко разевает рот, когда надо покричать. Кто это? Почему именно его взяли на роль крутого воина, когда его место - стоять пятым слева в восьмом ряду массовки? И почему его не выгнали со съемок пинками сразу же после сцены «Я пришел на пепелище родной хаты»? Эй, ребята, хвалившие "Коловрата", а вы сами-то видели это эпическое позорище? Да как после той сцены у вас вообще языки повернулись говорить о нем добрые слова? То есть по-вашему, это нормально: сидящий на коленках без малейших эмоций на лице персонаж с нарисованными на грязных щеках, высохшими дорожками от слез. Типа он их лил, но нам этого не показали: «Оба-на, зырьте сюда, пацаны - враги сожгли родную хату и убили всю мою семью! Вот облом-то, да! Прям даже сразу отомстить захотелось. Слышь, пацаны, дайте закурить, а то я чот приуныл...». Ёкарный бабаище! Понятно, что человеку, имитирующего Коловрата, в принципе невозможно было сыграть горе по убиенной семье так, как это делал Рассел Кроу в «Гладиаторе». Но хоть какую-то элементарную скорбь этот человек мог из себя выдавить? Хотя бы лицо руками закрыл или «безмолвный крик» изобразил, раз уж он таки умеет широко разевать рот? Ну вот еще - распинаться он будет перед кем-то! Отсидев на коленках дежурную пару минут, человек встал и, не изменившись в лице и осанке, бодро потопал дальше. К другим так же «горюющим» людям для обмена очередной информацией.
Кстати, а почему многие сравнивали «Коловрата» с «300 спартанцами» (2007)? Что между ними общего кроме искусственного «цифрового» фона и главного вражеского босса с полунамеками на его нетрадиционную сексуальную ориентацию (это, видимо, такая запоздалая месть Монголо-татарскому иго)? Нарочито театрализованная «боёвка»? Ребята, а как давно вы смотрели фильм Зака Снайдера, если при взгляде на коловратовский экшен у вас возникли подобные аналогии? Наверное, очень давно. Потому что общего между ними не больше, чем между олимпийским гимнастом и школьником, загнанным на брусья для сдачи зачета по физ-ре. Хотя о чем вообще я толкую? Какие требования можно предъявлять к презентационному видео кольчужно-лапотного реквизитного цеха? Как сняли, так и сняли, отвалите, критиканы. Главное, мы правильно и четко обозначили мысль, а исполнение и детали, это уже дело третье. Ну а актерская игра наряженных в кольчуги и лапти манекенщиков так и вовсе никому не интересна.
В общем, волей-неволей, но я вдруг еще больше зауважал «Скифа» Рустама Мосафира, о котором писал пару дней назад. Причем зауважал уже чисто по-человечески, тогда как мое зрительское отношение к нему осталось прежним. А все потому что и Алексей Фаддеев (Лютобор), и Александр Кузнецов (Куница), выйдя на сцену, действительно РАБОТАЛИ, а не открывали перед нами рты и не хлопали осоловелыми глазами на камеру. И даже несмотря на то, что эти двое отнюдь не самые великие актеры, все равно, играют они на порядок лучше, чем те люди, которых загнали на съемки «Коловрата» бегать, орать и обмениваться другой звуковой информацией.
А, впрочем, если вспомнить тот самый логотип в начале этой презентации, всё становится на свои места. И существование «Коловрата» сразу же обретает смысл. Он простой и практичный: заполнить на канале «Россия 1» двухчасовую паузу между концертом Газманова «Пей, гуляй, крепостной, барин дал выходной!» и ток-шоу «Повизжим о политике». Для каких-либо иных целей эта видеопродукция вряд ли подходит.

Еще больше кинообзоров на канале автора в Дзен:
https://zen.yandex.ru/media/id/5a94405a5f496758d117ea43


О дедушке вредном замолвите слово

Все деньги мира
(All the Money in the World, 2017)

"Дай миллион!"
Паниковский


Ну вот, это уже совсем другой дедушка Ридли Скотт, не тот, который изнасиловал в прошлом году собственного «Чужого», превратив его из мрачно-фаталистического ужаса в ярмарочную «комнату страха». Такую, которая пугает разве что детей, а взрослых заставляет лишь вздрагивать да глупо хихикать. К счастью, «Все деньги мира» сработаны в духе привычного нам, «серьезного» сэра Ридли, и стебаться над ними, как над «Чужим: Заветом», уже не станешь. С другой стороны, хвалить их тоже особо не за что, кроме разве что достойной работы всех без исключения актеров. Включая 88-летнего (!) Кристофера Пламмера, которого попросили заменить в этом фильме обвиненного в развратно-сексуальных домогательствах Кевина Спейси. В связи с чем все 22 сцены с Кевином были в спешном порядке пересняты. И в угоду массовому зрителю, и явно по просьбе наследников миллиардера Пола Гетти, не пожелавшего, чтобы их покойного родственника играл громко оскандалившийся актер. Хотя насчет наследников, это лишь моя догадка, но вряд ли она далека от истины.
Так вот касательно моего нежелания хвалить «Все деньги мира». Не знаю, кому как, но мне показалось, что эта незамысловатая история о похищении миллиардерского внука снята под наплывом стариковской сентиментальности. На что у Ридли Скотта в его возрасте есть полное право, но размазывать ее по своему творчеству была не лучшая идея. И пусть Скотт не пускается в открытое морализаторство, но в фильме уйма прозрачных намеков, где он осуждает миллиардера, долго отказывавшегося платить выкуп за украденного внука. Пусть даже и внучок, и его папа были далеко не ангелами. И катались как сыры в масле на финансовом подсосе у дедушки, о чем Скотт, к счастью, тоже не забывает. И тем не менее, дабы подчеркнуть свое презрение к жестокосердному Гетти, он не стесняется использовать совсем уж дешевые мелодраматические приемы: вводит в сюжет на лицо ужасных, но добрых внутри бандитов-похитителей, которым нас иногда тоже заставляют сочувствовать. И один из которых, вдруг исполнившись вселенского благородства, даже спасает заложника от смерти. Ну просто не мафиози, а сущие ангелочки по сравнению с миллиардером-дедушкой, слов нет! А чтобы еще больше потешить себя и выпороть плохого богача, Скотт даже не постеснялся исказить факты: досрочно «умертвил» киношного Гетти. Так, чтобы это выглядело божьей карой за его неуступчивость. Хотя смерть реального Гетти уже не имела отношения к похищению его внука и случилась на три года позже.
В общем, драма как драма. Снята хорошо, нигде сюжетно не провисает и смотрится не без интереса от начала до конца. Однако вместо того, чтобы честно занять беспристрастную позицию, режиссер поддался эмоциям вплоть до того, что начал выгораживать настоящих злодеев, лишь бы показать на их фоне старика Гетти еще большим злыднем. Хотя мотивация не платить выкуп у последнего тоже была железная и обоснованная. Как сказал он сам: «У меня четырнадцать внуков, и если я сегодня заплачу хоть один пенни, тогда завтра у меня будет четырнадцать похищенных внуков». Ну и как нормальному трезвомыслящему зрителю не согласиться с таким логичным доводом? Однако симпатии ударившегося в сентиментальность Ридли Скотта лежат на стороне матери заложника, которая, разумеется, в данной ситуации глуха к доводам разума. И тут Скотт попросту не оставляет зрителю выбора. Поэтому, если в вышеописанном конфликте вы займете сторону прагматичного дедушки, кино вам вряд ли понравится. Ну а на чьей стороне был я, написавший этот не слишком лицеприятный обзор, вы уже поняли.

Еще больше кинообзоров на канале автора в Дзен:
https://zen.yandex.ru/media/id/5a94405a5f496758d117ea43


Не рубите, мужики

Скиф
(2018, Россия)

«Странно, что у нас не снимают ничего подобного. Хотя делов-то: вывез дюжину актеров и тележку реквизита в ближайший провинциально-исторический заповедник и за неделю отснял такой же боевик, только в русских лаптях и кокошниках. Ан нет, наших экшен-мейкеров подобные элементарные идеи почему-то не вдохновляют.»

Эти слова я написал три с половиной года назад, когда обозревал норвежский исторический боевик «Пленница. Побег» (2012) Утхауга, снятый за сущие гроши на фоне дикой скандинавской природы. И вот нашелся в родном отечестве человек, которого все-таки осенила подобная идея. Правда, денег Рустаму Мусафиру (он же сыграл здесь одну из ролей) отстегнули побольше, чем Утхаугу, что видно невооруженным глазом. И размах, и костюмы, и антураж, и постановка батальных сцен у Мусафира заметно колоритнее. С той лишь разницей, что норвежец не заступал за рамки жизненного реализма, а Рустама частенько заносит в дарк-фэнтези. Хотя, надо отдать ему должное, махровые сказки с драконами и магией он нам не травит. Ни в сюжетном смысле, ни в художественном. Вкрапления "цифровой магии" в "Скифе" минимальны и модных визуальных примочек в духе «300 спартанцев» и сериала «Спартак» почти нет. Отчего поначалу кино кажется архаичным, но когда дело доходит до драйва (то есть очень скоро), такое ощущение пропадает. Все-таки в 20 веке еще не использовали на полную катушку динамические камеру и монтаж. Да и средневековые побоища тогда не показывали столь напористо, пусть даже Рустам, проливая кровищу, не смакует «патологоанатомические» детали вроде размозженных крупным планом черепов и выпущенных кишок. Последнее я, конечно, не слишком одобряю - по-моему, раз уж ты снимаешь жесткач, так будь честным до конца. Хотя ворчал я недолго, ведь крови в картине все равно льется предостаточно.
Еще один весомый плюс «Скифа» - он не крутит шашни с Министерством Мединской Культуры. Это избавляет его от необходимости заниматься моим, вашим и чьим бы то ни было патриотическим воспитанием. Так что здесь вам не былинный эпос с его благородными свет-богатырями и посягающими на нашу землю-матушку, погаными ворогами. Как я уже отметил, «Скиф», это темное фэнтези, и даже не припомню, какой еще российский псевдоисторический фильм так четко соблюдал бы его жанровые каноны. И в частности канон «Никто не без греха, все в той или иной степени мерзавцы». Ни один герой фильма, включая главного, не испытывает приступов излишнего человеколюбия или самопожертвования. Действия всех героев имеют четкую приземленную мотивацию, и даже предателей в фильме можно по-своему понять и... хотя нет, прощать их все-таки неохота.
Актеры... Ну, своими харизмами они меня не расплющили, зато и ни один не раздражал. И образы почти у всех колоритные, и физическая подготовка (у тех, кого роль обязывала активно шевелиться) на высоте. Но главное, никакого вам гламура и экзальтации в духе Джигурды. И пусть даже лица «боссов» в этом кино зачем-то изрисовали золотой краской, приятно было в кои-то веки взглянуть на нормальных, без пафоса, мужиков, играющих на настоящем «киношном», а не на телесериальном уровне.
Недостатки? Особо выпуклых не заметил, а придираться к мелочам в фэнтези занятие бессмысленное. Тем более в фильме, который снят хоть и не на голливудском уровне, но заметно лучше многой европейской средневеково-исторической попсы. Первого «Железного рыцаря» и «Игру престолов» Мусафир, конечно, не переплюнул, но до крепких середнячков вроде «Черной смерти» (2010) и «Центуриона» (2009) допрыгнул. Ну а «Пленнице. Побегу» Утхауга он и подавно утер нос, тут уже вне всяких сомнений.
В общем, та редкая российская картина, которая приятно удивляет честностью и старательным подходом к работе. Еще один наглядный пример того, что когда наши кинотворцы забивают болт на политику, не заискиваются перед МинКультом и не пытаются бренчать на всех углах духовными скрепами, они делают нестыдные фильмы европейского уровня. И не какой-то трехкопеечный арт-хаус, а настоящую боевую попсу в хорошем смысле этого слова и для широкого круга зрителя. Петь громкую похвальбу не буду, дабы эти ребята ненароком не зазнались, но уважительно кивнуть и сказать спасибо за усердие я им обязан.

Еще больше кинообзоров на канале автора в Дзен:
https://zen.yandex.ru/media/id/5a94405a5f496758d117ea43


Титаническое унылое оно

Титан
(The Titan, 2018)

"Таких не берут в космонавты!"
Песня


Дебютная полнометражка некоего Леннарта Раффа, и этим всё сказано. Иными словами, вместо хорошего вкусного блинчика нам предлагают отведать комок полусырого теста. Да еще поджаренный на масле научно-психологической фантастики. Одним словом, крепитесь, ибо высидеть «Титана» до конца по силам далеко не каждому.
Начинает Рафф свою историю почти как в «Интерстелларе». Земля гибнет от перенаселения, а также фатальных погодных катаклизмов, поэтому людям позарез нужен новый космический дом. И желательно поближе, в пределах нашей Солнечной системы. Загвоздка в одном: колонизировать Марс мы так и не успели, а на иных планетах и их спутниках человечество вымрет еще до того, как распакует багаж по прилету туда. Хотя не все так безнадежно. Оказывается, вокруг Сатурна вращается спутник Титан, где есть не только азотистая атмосфера, но и моря... хм... из жидкого метана. Как по мне, расклад откровенно паршивый. И загорать на титановых пляжах я бы не пожелал никому, учитывая, что там еще и гравитация лишь 1/7 от земной - того и гляди, подпрыгнешь в небо, а плавки на месте останутся. Однако Рафф и его сценаристы решили иначе: «Ништяк местечко, пацаны, прорвемся!». Дело осталось за малым - проапгрейдить человека ГМО-технологиями. Так, чтобы он научился дышать тамошней гадостью, плавал в тамошней «воде» и не страдал запорами от низкой гравитации. И, разумеется, не отморозил попу, ведь для обычной человеческой тушки температура климата минус 180°С является, мягко говоря, не комфортной. Вот о создании таких морозоустойчивых героев-мутантов-первопроходцев и повествует этот фильм.
Вопросы к режиссеру начинаются буквально с первых же минут. Если планету накрыли не утихающие бури, то почему мы их не видим? Почему они облетают стороной научный центр по подготовке космонавтов-мутантов, над которым всегда безоблачное небо? Ну ладно, это цветочки. С ягодками все сложнее. Вот скажите, вы можете представить себе Белку и Стрелку, которых усиленно готовили для полетов в космос, а между тестами и тренировками их держали бы на улице, в обычных будках на обычных харчах? Да к тому же не запрещали им нюхаться, обмениваться блохами и играть с обычными собаками? В ответ на этот вопрос вы крутите пальцем у виска и правильно делаете. А вот Рафф считает, что возможно с 9:00 до 18:00 прокачивать из людей суперлюдей, а после работы отпускать их, напичканных мощными ГМО-препаратами и прочей экспериментальной химией, к женам и детям. И даже когда у подопытных начинаются серьезные проблемы со здоровьем и психикой вплоть до жажды кого-нибудь убить, им все равно позволяют жить с семьями, как ни в чем не бывало. Гуманистичненько, епта.
Ну и ягодка величиной с астраханский арбуз: если люди мутировали и превратились в полных неадекватов, как им предстояло лететь аж до Сатурна и высаживаться на Титан? И, главное, ЧЕМ БЫ ОНИ ТАМ ПИТАЛИСЬ? «А, да фиг его знает. Мы на эту тему даже не парились!» - отмахнулся Леннарт Рафф и... вырубил топором из картины эту немаловажную часть сюжета. Просто вжжух! - долетели и не померли с голоду. Как-то вот так. Нет, ну чего вы привязались к режиссеру-дебютанту? Трудно вам, что ли, дофантазировать историю самому?
Однако даже всё, о чем написано выше, не является главным недостатком «Титана». А основная его проблема в том, что он банально, до зевоты скучный. Лишь в последней трети этой стоминутной картины начинается вяленький драйв, да и тот поставлен глупо и из рук вон плохо. А до этого аж целый час Рафф будет тянуть волынку с лабораторными опытами над героями и обсасыванием их семейных проблем, вызванных этими самыми опытами. Так что имейте в виду, заснуть при просмотре «Титана» от скуки плевое дело.
В общем, даже близко не «Интерстеллар». И малобюджетность картины тут совершенно ни при чем. Ее убивает иное - тоскливое и неинтересное повествование, при том, что лежащая в основе ее сюжета идея сама по себе неплоха. Увы, но у Леннарта Раффа элементарно не хватило ума и силенок на создание яркой и смотрибельной научной фантастики.

Еще больше кинообзоров на канале автора в Дзен:
https://zen.yandex.ru/media/id/5a94405a5f496758d117ea43


Пик формы воды

Багровый пик
(Crimson Peak, 2015, США)

"Смотри — в окно глядит твой умерший отец.
Еще немного ждать и нам придет конец."
Сектор Газа


Странные и несправедливые дела творятся на просторах Голливудщины. Судите сами: за такой вторичный в сюжетном плане фильм, как «Форма воды», Гильермо дель Торо отхватывает нынче главного Оскара. Однако за свою предыдущую картину, которая тоже не могла похвастаться уникальным сюжетом, зато выглядела аж НА ПОРЯДОК красивее «Формы...», Гильермо вообще не заслужил ни одной номинации на Оскар. Где логика? Правильно: ею здесь и не пахнет.
Что плохого в «Багровом пике»? Рассказанная в нем история. Готическая драма, которую взялся обыгрывать дель Торо, небрежно скроена из одних шаблонов. Любой, кто прочел хотя бы полдесятка романов этого жанра, предугадает здешние сюжетные повороты еще до того, как режиссер на них даже намекнет. Хватает в "Пике" и откровенных глупостей. Доктор, который не может определить, сколько раз человек ударился головой о твердый предмет: один раз или десять. Главные интриганы, которые сами зачем-то всё усложняют, чтобы потом расхлебывать плоды собственных предсказуемых ошибок. Главная героиня, которая настолько умная, что пишет книги, но которая любит вдруг включить наивную дурочку буквально на ровном месте, просто когда режиссеру этого хочется. Нет, ну а как же иначе заставить ее вляпаться в очередную неприятность? Так же имеем дежурный готический набор из старинного замка и призраков, которыми сегодня не напугаешь даже детей, хотя, надо отдать должное Гильермо, он старается, чтобы вам было страшно. Настолько старается, что не стесняется использовать дешевый прием «Бу!». Не часто, но несколько раз мы его за руку ловим.
А что хорошего в «Багровом пике»? Да всё остальное, на что вы укажете пальцем. И в первую очередь знаменитая дель-торовская «картинка». На протяжении всех двух часов она такая, что от нее глаз не оторвать. Особенно вкупе с шикарными костюмами, которые герои меняют чаще, чем вы моете руки. Разумеется, нет претензий и к тем людям, которых Гильермо засовывает во все эти костюмы. Актерская команда и сама по себе колоритна, и отработала на совесть. Включая и тех людей, которые играли призраков. Несмотря на банальность присутствия здесь нечистой силы, нарисована она опять же по дель-торовски сочно и кроваво - ну кто бы сомневался!
В общем, уж на что я не любитель этой вашей кринолиново-нафталиновой готики, но в исполнении такого виртуоза, как дель Торо, готов смотреть ее хоть каждый день. И «Багровый пик» - еще одно доказательство тому, что этот мексиканец может снять выдающееся кино даже на таком заезженном и морально устаревшем сюжете, как «дом с привидениями».

Еще больше кинообзоров на канале автора в Дзен:
https://zen.yandex.ru/media/id/5a94405a5f496758d117ea43


А на воле весна...

План побега
(Escape Plan, 2013)

- А "Динамо" бежит?
- Все бегут!
Цитата из другого фильма


Досадно, что Сталлоне и Шварценеггер не встретились на одном экране в молодости, когда оба пребывали в наилучшей физической форме, были бешено популярными и искрили энергией. А нынешний дуэт этих голливудских старпёров... ну ладно-ладно, патриархов не вызывает восторга даже у тех седовласых кинозрителей, которые мечтали увидеть их в совместном фильме еще с 80-х. Ну снялись и снялись, что тут такого? Подумаешь, невидаль! Тем более, что до этого Шварц уже засветился у Слая в двух частях «Неудержимых» - факт, который тоже изрядно подпортил эпохальность момента, когда они вновь обменялись рукопожатием в «Плане побега».
Вторая причина, по которой это кино не стало историческим - не слишком интересный сюжет. В нем маловато боевых сцен и многовато глупостей. Понятно, что фильм и не претендовал на лавры самого интеллектуального боевика о побеге из тюрьмы. Но, ребята, ведь можно было хоть немного повальсировать с логикой, прежде чем давать ей от ворот поворот. Больше всего, конечно, бедняжку-логику насилуют в сцене с заклепками. Знаете, как суперкрутой бегун из-за решеток (работа у него такая - тестировать надежность тюрем) Рэй (Сталлоне) отрывает приклепанный к полу, железный лист? Рэй просто нагревает заклепки зеркальцем, и те... сами выскакивают из отверстий! Как? Почему? Ну... хм... видимо, это какая-то альтернативная физика. Хотя, скорее всего, наоборот, отсутствие элементарных знаний о ней у режиссера и сценариста. И как следствие этого - отсутствие понимания, что хоть ты, балбес, нагрей заклепку докрасна, никуда она не денется. Потому что а) железный щит раскалится и расширится вместе с ней и б) ОНА ЗАКЛЕПАНА С ДВУХ СТОРОН, а не с одной, как показали в фильме. Поддавки, да и только!
Или вот Рэй открывает кодовый замок, сняв отпечатки пальцев охранника с кнопок. В кино эту идею прежде использовали, причем не раз, и в теории она разумна. Вот только как с помощью нее ты угадаешь порядок нажатия кнопок? Особенно, когда ты спешишь и у тебя есть на это всего одна попытка? Про то, что в такой строгой тюряге, как эта, коды на дверях меняются ежедневно, и отпечатками там будут испачканы не отдельные кнопки, а вся клавиатура, я и не говорю. Эта «сложнейшая» мысль создателям фильма и подавно не пришла в голову. Зато они знают, как из подножного мусора собрать секстант! Вау! Да этот ваш Рэй просто крутейшая круть 80+ уровня! Ну окей, а что дальше? Верится с трудом, но с этим секстантом никто не облажался. Имея возможность видеть в полдень одно лишь солнце, но не морской горизонт, герои вычисляют только широту, без долготы - смотри-ка, хотя бы тут создатели фильма учили матчасть!
В общем, хорошая идея поэксплуатировать в одном фильме двух легендарных ветеранов наткнулась в итоге на посредственную реализацию. Несмотря на почтенный возраст, и Итальянский Жеребец, и Австрийский Дуб все еще выглядят молодцевато и играют вполне сносно. Однако неряшливость в сюжетной логике и отсутствие ядреного экшена, который мы были вправе ожидать от таких актеров, низводят «План побега» до уровня ординарного и проходного кино. Что, безусловно, жаль, учитывая предшествующие ему 30 лет ожиданий и надежд.

Еще больше кинообзоров на канале автора в Дзен:
https://zen.yandex.ru/media/id/5a94405a5f496758d117ea


В картишки перекинемся?

Большая игра
(Molly's Game, 2017)

"Крутые мужики в непонятных обстоятельствах хотят выглядеть еще круче"
Цитата из фильма


Не все бестселлеры пригодны для экранизации. Мемуарам бывшей устроительницы подпольных игорных домов Молли Блум в этом плане и повезло, и нет. Повезло, потому что кино снимал оскароносец Аарон Соркин, оно собрало очень хорошую критику и тоже номинировалось на Оскар. Ну а неудача «Большой игры» в том, что в США ее выпустили лишь в ограниченный прокат, и огромная касса ей не улыбалась. Ну да хоть обошлось и без провала, что с фильмом на такую специфическую тему, как карточные игры, а точнее покер, могло случиться запросто.
К чести Соркина надо заметить, что он не стал утомлять нас затяжными игорными турнирами в духе «Мэверика» (1994) и «Казино Рояль» (2006), поскольку картина совсем не об этом. И все-таки без занудства тоже не обошлось. Когда дело доходит непосредственно до перекидывания картишек, главная героиня вещает про это с экрана так, будто не сомневается, что вы большой знаток покера и его терминологии. Ну а если она в вас ошиблась, что ж, тогда вы будете выслушивать целые каскады непонятных слов и ориентироваться в сюжете лишь по реакции героев. Ага, этот чувак приуныл или разозлился, значит, он проиграл, а этот весел и гребет к себе фишки, стало быть, он сорвал банк.
Так же минус картины в том, что под конец, когда ее действие переносится в зал суда, она становится не особо зрелищной. Хотя в целом темп повествования сбалансирован грамотно. Эпизоды первой, самой интересной половины жизни бывшей горнолыжницы, инвалидки, секретарши, официантки, организатора карточных игр и просто красавицы Молли Блум перетасованы с эпизодами ее грустной «подследственной» жизни и не дают зрителю заскучать. И все же мафия, которой нас стращают в аннотации к фильму и в нём самом, заявляет о себе в полную силу лишь однажды, да и то как-то слишком по-гопнически. Иными словами ружье, провисевшее на стене всю эту историю, в итоге лишь щелкает капсюлем, но так и не выстреливает. Еще неприятно удивляет табу на лирическую сторону жизни мисс Блум. Вероятно, в своей книге она об этом не распространялась, ну так это книга. Но когда в фильме женщина, чья сексуальность временами просто зашкаливает, даже не пытается закрутить роман ни с мужиком, ни с другой женщиной, что в контексте данной истории тоже выглядело бы уместно (тем паче, на это вроде есть пара намеков), эта недомолвка лишает «Большую игру» целого сюжетного пласта. И тоже отражается на ее интересности и пикантности не лучшим образом.
В общем, можно было, конечно, снять на эту скандальную остросюжетную тему кино и покруче. Но и то, что сняли, тоже в целом удалось. В чем немалая заслуга Джессики Честейн - самой лучшей Рыжей Стервы современного кино, актрисы с уникальной манерой игры, идеально подходящей для изображения на экране женщин, одержимых своим делом, причем неважно каким. Так что даже если вы не любите карточные игры - как я, например, - ради «Большой игры» и Честейн можете сделать исключение. Джессика здесь настолько неотразима, что легко делает в одиночку почти весь фильм, который без ее участия теперь даже представить сложно.

Еще больше кинообзоров на канале автора в Дзен:
https://zen.yandex.ru/media/id/5a94405a5f496758d117ea43


Великаны, великаны, а я маленький такой

Я сражаюсь с великанами
(I Kill Giants, 2017)

- Моя лилипуточка! Приди ко мне!
"Новый Гулливер", 1935


Датский режиссер Андерс Вальтер Хансен - дебютант в большом кино, но его карман уже отягощен Оскаром. Как такое возможно? Да просто мужик снял в 2013-м году настолько выдающуюся короткометражку, что ее заметили американские киноакадемики. И вот теперь его отнюдь не короткометражные руки дотянулись до первой серьезной картины, в основу сценария которой по моде последних лет опять лег комикс. Только на сей раз не о супергероях, а о странной девочке Барбаре, которая дерется не то с настоящими монстрами, не то со своими неуемными глюками.
Собственно, это и есть главная и единственная интрига фильма: мерещится Барбаре ее чудовища или она действительно в курсе некой зловещей тайны, о чем другие даже не подозревают. Тем более, что вокруг девчонки и правда хватает странностей и непоняток. Впрочем, больше этому фильму хвастаться особо нечем. Дети играют хоть и неплохо, но особой глубины образов не демонстрируют и каких-то ярких изюминок в их героях нет. Такие герои смотрелись бы куда уместнее на втором и третьем плане, но уж точно не на первом. Со взрослыми актерами примерно та же история. Зои Салдана в роли детского школьного психолога выглядит куда менее выразительнее, чем в тех фильмах, где ее выкрашивают то в синий, то в зеленый цвет («Аватар» и «Стражи галактики 1-2»). И вообще, за пределами фантастического кинематографа Салдана чувствует себя явно не в своей тарелке, а ее герои сразу теряют свою яркость и превращаются в заурядных.
Сочной картинкой «Я сражаюсь...» тоже обделена, хотя тут всё закономерно - бюджет у фильма довольно скромный. А когда все же наступает черед тряхнуть спецэффектами, нельзя избавиться от мысли, что художники, не мудрствуя лукаво, просто перерисовали крупногабаритных монстров у Питера Джексона из его «Властелина колец» (Балрог, энты) и «Хоббита» (горные великаны). Да и некоторые детали, что, вероятно, смотрелись уместно в комиксе, в кино раздражают. Зачем Барбара вечно таскает на голове эти заячьи уши? Если ее оружие столь мощное, что для победы хватает и одного удара, зачем девчонка вдобавок строит какие-то ловушки и прочую ерунду? Что это за твари, похожие на "гарри-поттерских" дементоров, которые предупреждают ее об опасности, и почему они вдруг такие добрые к людям? Не знаю, что там в комиксе, но экранизация ответов на это не дает.
В общем, ни то, ни сё. Обычная бонусная «плюшка», придаток к комиксу, нацеленный в первую очередь на его фанатов. И хоть картине в целом удается дотянуть свою единственную интригу до финала и поддерживать у зрителя интерес, ее беззвездность (не считать же настоящими звездами Зои Салдана и Имоджен Путс?) и беззубость делают ее обычным одноразовым фильмом. Потому что после того, как сюжетная интрига раскрывается, в «Я сражаюсь...» не остается совершенно ничего, за что ее можно было бы пересматривать.

Еще больше кинообзоров на канале автора в Дзен:
https://zen.yandex.ru/media/id/5a94405a5f496758d117ea43


Что лучше украсть: ящик пива или сразу директора пивзавода?

Похищение Хайнекена
(De Heineken ontvoering, 2011)

"Пиво - зло!"
Известное заблуждение


Что вообще мог наснимать мало кому известный режиссер с экзотическим для русского уха именем Маартен Треёньет? Наверняка какой-нибудь зевотно-унылый европейский артхаус, пусть даже название и аннотация фильма говорят о том, что в нем рассказана история реального преступления. А именно - похищения в 1983-м году голландского миллиардера Фредди Хайнекена, владельца, угадайте с трех раз, какой компании (мужики с пивными животами - молчать!).
К счастью, нет, «П.Х.» не артхаус, а обычная криминальная драма, показывающая хронологию тех событий глазами самого младшего из похитителей, некоего Мартина. Которого режиссер непонятно, почему, хочет выгородить, демонстрируя, что этот Мартин не такой уж и плохой, а на преступление, в отличие от трех своих подельников, пошел, чтобы добыть деньги на лечение больного отца... Ну не знаю, не знаю. Даже с таким беззастенчивым подыгрыванием этом чуваку все равно у Треёньета ничего не вышло, и симпатизировать отморозку лично у меня не получалось. В отличие от жертвы его похищения, даром что у той денег куры не клевали. А всё потому что Хайнекена сыграл крутейший старик Рутгер Хауэр, который, как истинный гений, обвел мухлюющего режиссера вокруг пальца. И пока тот всеми силами отбеливал своего любимого героя-преступника, Хауэр в это время у него за спиной искрил харизмой и компанейски подмигивал зрителю. Отчего в итоге и перетянул зрительские симпатии на себя. Блистательный актерский ход конем, я считаю!
В общем, благодарите великого Рутгера. Без него это кино можно было бы смело швырять в топку, а с ним вы наверняка досмотрите «П.Х.» до конца. Жаль только, развязка у этой истории была не столь захватывающей, как ее начало и кульминация. Однако ничего не поделать - здесь Треёньет тоже не стал отступать от фактов, а они складывались не так, чтобы слишком уж интересно. Но как бы то ни было, всем поклонникам Рутгера Хауэра - а их и в России немало, - глядеть эту его работу нужно в обязательном порядке, ведь он здесь тоже в великолепной актерской форме.

Еще больше кинообзоров на канале автора в Дзен:
https://zen.yandex.ru/media/id/5a94405a5f496758d117ea43


Секреты эльфийского Лос-Анджелеса

Яркость
(Bright, 2017, США)

- Вот только подмигивать не надо!
Цитата из фильма


- Тихо, вы все, у меня идея! - воскликнул будущий сценарист «Яркости» Лэндис на одной из вечеринок после того, как уронил в себя очередную стопку текилы. - Вот прикиньте, а если бы в Лос-Анджелесе в латиноамериканских гетто жили орки, а в дорогих мажорных кварталах - эльфы! Прикольно было бы, да?
- А что тогда стало бы с людьми? - поинтересовался услышавший это режиссер Дэвид Эйр («Короли улиц», «Крутые времена», «Саботаж»).
- С людьми... - Лэндис ненадолго задумался. - Ну, они тоже остались бы. Как без людей-то? В полиции, например, служили бы. Вместе с кентаврами.
- Хм... По-моему, в этом что-то есть. - Эйр тоже задумчиво почесал затылок. После чего дал отмашку: - Ладно, чувак, кончай бухать и иди пиши сценарий. Сроку тебе на это два дня. Посмотрим, что можно выдоить из твоей идеи...
Конечно, в действительности всё происходило не так, однако, похоже, Лэндис и впрямь писал сценарий в жуткой спешке. И дальше идеи заменить «пешки на рюмашки»... в смысле гопников на орков, мажоров на эльфов, а патрульных копов-мотоциклистов на кентавров, его фантазия не продвинулась. Потому что больше никаких фэнтезийных допущений в сюжете "Яркости" нет. И если теперь провести в нем обратную замену сказочных уродцев на людей, а вместо магического жезла взять, к примеру, украденную сверхценную хай-тек новинку или те же банальные полкило оружейного плутония, в этой истории существенно ничего не поменяется. Главный герой-коп все так же начнет восстанавливать испорченную дружбу с туповатым напарником, выходцем из гетто, а вместе они будут спасать свидетельницу и «груз» от охотящейся за ними, крутой мафиозной корпорации. И в итоге нам показали бы обычный полицейский боевик в стиле «Плохих парней». Или можно даже сказать - «Плохих парней-3», учитывая, что Уилл Смит играет здесь в том же самом образе, в каком он играл в первой и второй части этого знаменитого боевика.
Отсюда резонный вопрос: что привнесла в фильм Эйра «эльфичность» и «орочность» кроме измененной внешности половины человекообразных существ? Дала работу лишним двум десяткам гримеров на студии? Видимо так, потому что на сюжет это никак не влияет и ощущения того, что вокруг нас действительно фэнтезийный мир, увы, не возникает.
В общем и целом, новые попытки Голливуда запустить очередное «городское фэнтези» можно одобрить. Вот только ни «Призрачный патруль» (2013), ни «Последний охотник на ведьм» (2015) не оправдали коммерческих надежд своих продюсеров, а ведь их фантастические миры были проработаны на порядок лучше, чем условно-поверхностный мир «Яркости». Тем не менее планы на сиквел у ее создателей уже есть, пусть даже сумму коммерческих сборов первой части они подозрительно не разглашают. Что ж, поглядим. Хотя особо крупных надежд в данном случае, думаю, питать не стоит.

Еще больше кинообзоров на канале автора в Дзен: https://zen.yandex.ru/media/id/5a94405a5f496758d117ea43