Роман Глушков (roman_glushkov) wrote,
Роман Глушков
roman_glushkov

Categories:

Простаки на Алтае, день третий

Посвящается Марку Твену, который никогда там не был. А зря.

Одно дело читать ироничные путевые заметки Марка Твена и Джерома К. Джерома о туристах-простаках и совсем другое отправиться в такой «простецкий» вояж самому. Поэтому любители серьезного туризма с распланированной культурной программой вряд ли найдут для себя в этом повествовании что-то интересное. И тем более не смогут использовать его в качестве путеводителя... А впрочем, как знать.

День третий

Благородные доны спешат на помощь
Злобные библиотекарши, похоже, уехали. А иначе они устроили бы нам повторный разнос, ведь прошлым вечером мы не горели желанием облагородить свой лексикон. Да и наутро он мало чем отличается от вечернего.
Испытываю нетипичное желание съесть на завтрак «доширак» - опять, что ли, происки насыщенного кислородом воздуха? Закидываю вслед пару сосисок, выпиваю кружку чая и всё - готов к новым свершениям.
Как там пел Высоцкий: «Лучше гор могут быть только горы, на которых еще не бывал»? Наши интересы значительно шире. К горам в этой песне мы можем добавить иные окрестные достопримечательности. Например ущелье Че-Чкыш, оно же ущелье Горных Духов, находящееся километрах в двадцати к югу от Чемала. Туда мы и нацеливаемся в первую очередь.
Однако в наших планах возникает неожиданная отсрочка.
Прежде чем отправиться на юг, заезжаем в центр за водой и сигаретами. Но когда, загрузив покупки в Кукурузер, рассаживаемся по местам, я замечаю выезжающий с парковки джип со спущенным задним колесом.
- Надо думать, чувак знает о своей проблеме, - замечаю я, указывая на бедолагу.
- Ой, не похоже! - восклицает Иван. И, выскочив из машины, бежит вдогонку за джипом, пока тот не выехал на дорогу.
Догоняет.
Водитель джипа и правда не в курсе постигшей его беды. Этот мужик лет тридцати напоминает эксцентричного героя в исполнении Вуди Харрельсона из фильма «2012». У него такой же наряд а ля «современный хиппи» и такое же взбалмошное поведение. То, что это турист - вне всяких сомнений, ибо он похож на чемальца еще меньше, чем мы.
Казалось бы, обычная дорожная ситуация - прокол колеса. Но для «Вуди» (я не запомнил его имени, хотя он представился) это сущая трагедия. Он заехал в магазин купить жене цветы на день рожденья, и вдруг - катастрофа! Вдобавок он подозревает, что стал жертвой какого-то мстителя, пропоровшего ему ножом колесо за то, что он якобы криво припарковался.
Успокаиваем его, ведь он неправ. Если здесь и водились подобные хулиганы, их давно утопили в Катуни сами же односельчане - дабы те не портили Чемалу репутацию и не вредили турбизнесу.
С запаской у «Вуди» какие-то неполадки, и мы предлагаем добросить его до ближайшей автомастерской. Тем паче, он наш земляк - еще одна причина ему помочь. Хотя для нас встретить на Алтае земляка не редкость - пожалуй, две трети туристов приезжают сюда из Новосибирска.
Бедолага соглашается. Довозим его сначала до гостиницы, где он вручает цветы жене, а потом едем в СТО. Там его горю могут помочь, только у них нет эвакуатора. Везите, говорят, колесо - заклеим, а иначе никак.
Ладно, возвращаем нового знакомого к его машине. Но прежде чем откручивать колесо, пробуем его накачать. Как знать, может, оно спускает не так быстро, и «Вуди» успеет доехать на нем до мастерской?
Земляку снова везет. Все-таки дыра в колесе - обычный прокол, а не бандитский порез, и за пять минут оно не спустит. Накачиваем колесо и прощаемся. Растроганный и смущенный «Вуди» предлагает заплатить за беспокойство. Однако три «благородных дона» не в настроении говорить о деньгах в столь прекрасное утро. Отказавшись от награды, они желают земляку удачи. После чего уезжают на юг с чувством исполненного долга и в поисках новых приключений...


Никаких хариусов!
На самом деле утро не столь уж прекрасное. Верхушки гор затянуты туманом, воздух после ночного дождя пропитан сыростью, а по небу ходят тучи, того и гляди обещая пролить на нас новый дождь. И даже Катунь без солнца голубеет как-то неправильно, не сказать мрачно.
Доезжаем до поворота на Че-Чкыш. Его не пропустишь - здесь еще наблюдается остаточная туристическая жизнедеятельность. У дороги стоит передвижная закусочная, ниже на берегу работает кемпинг, а на автостоянке взимают плату за парковку.
Какой-то мужик в резиновых сапогах приглашает отправиться на лодке за хариусом. Нас с Денисом рыбалка не волнует, даже выпрыгивай этот хариус из воды прямо нам в руки. Мы уважаем лишь ту рыбу, которая не трепыхается, а ведет себя спокойно и пахнет дымком, какой и положено быть закуске к пиву. Но Иван проявляет внезапный интерес, пускай в Тогучине рыбная ловля и не входит в список его хобби.
Впрочем, поглядев на наши кислые рожи, он тоже быстро остывает к удочкам, лодке и хариусу. Поворчав для проформы, он вновь голосует за наш план «А», что должен гнать нас в противоположном направлении от реки - в горы. Ведь тот, кто лезет в горы по утрам, тот поступает мудро, разве не так?
- Не пропустите пещеру шамана. Если бросить туда монетку и загадать желание, оно непременно сбудется. Проверено! - напутствует нас добросердечный рыболов. Судя по тому, что отказ Ивана его не огорчил, он еще найдет сегодня любителей осеннего клёва.
Из ущелья Че-Чкыш вытекает одноименный ручей. Пройдя вверх по течению, мы натыкаемся на забор, оберегающий территорию от безбилетников. Хотя с трудом верится, что такие здесь бывают. За билет просят всего пятьдесят рублей с человека - да мы за стоянку Кукурузера отдали в два раза больше!


Навоз и солнце
На подходе к ущелью становится ясно, что наша вчерашняя прогулка будет цветочками по сравнению с сегодняшней. Сразу же за забором начинается каменистая тропа. Не слишком крутая, но то ли еще будет, когда она углубится в горы.
Зато горы тут на любой размер, цвет и ощупь. Начиная от привычных нам заросших склонов до гладких отвесных исполинов, на которые без скалолазного снаряжения не взобраться. И если в долине Катуни еще есть простор для глаз, то Че-Чкыш запирает тебя в узком промежутке между нависающими над головой стенами, где сразу ощущаешь свое ничтожество перед дикой природой.
Это уже похоже на настоящее испытание для жителей равнин. Тропа идет все выше и выше, не давая ходоку послабления. Наоборот - раз за разом подбрасывает ему на пути валуны и уступы. Через них надо либо, скрипя суставами, перелезать, либо разворачиваться и идти назад, поскольку иной дороги здесь нет.
Впрочем, нас по-прежнему никто никуда не гонит. Поэтому мы не суетимся и не спешим. Ручей все время журчит рядом, а в разрывы между туч начинает выглядывать солнце.
Кажется, распогоживается.
Переводя дух, осматриваемся, фотографируем, ищем петроглифы. Говорят, они где-то здесь, но где точно, мы пока не сообразили. На глаза попадается лишь наскальная мазня вандалов, которой тут до неприличия много. И за которую в этом заповедном месте я бы выписывал такие штрафы, что дети пачкунов расплачивались бы за грехи отцов еще долго после их смерти.
Воистину, даже птицы не гадят на Алтайские горы с таким усердием, как человек. С другой стороны, хозяева Че-Чкыша тоже не слишком утруждают себя наведением порядка. Да и сами в этом плане не ангелы. Навоз, оставленный на тропе после конных экскурсий, засыхает под солнцем и не добавляет пешеходам хороших впечатлений.
Или же мы явились сюда в неудачное время, а в разгар сезона уборку проводят ежедневно? Как бы то ни было, сегодня в ущелье тоже хватает туристов, топчущих навоз и натыкающихся на переполненные мусорные урны.
Хотя как знать, не много ли мы требуем за наш полтинник?



Шаманско-альпинистские пляски у водопада
Вскоре наша компания разделяется. Денис убегает вперед, я плетусь за ним в умеренном темпе, Иван отстает.
Любуясь отвесными скалами, замечаю, что они истыканы альпинистскими шлямбурами. Те и подавно никто не выковыривает, что уже не удивляет.
Интересно, почему эти железяки блестящие, а не выкрашены под цвет камня, чтобы не так бросаться в глаза? Требование скалолазной безопасности? Погуглив в дальнейшем этот вопрос, нахожу, что нет такого требования. Шлямбуры делают и экологически правильными, темными. Видимо, Че-Чкышу просто не везет с альпинистами, вот и всё.
Еще две популярные туристические традиции Алтая: строить пирамидки из камней и обвязывать деревья ленточками. Какой-то повальный «шаманизм для чайников», право слово!
Ну, допустим, пирамидки - еще куда ни шло. Они вписываются в ландшафт и отчасти даже украшают его. Зато ленточки... Со временем они выцветают и грязнеют. Отчего многие живописные места выглядят, будто госпитальные прачечные 19 века, вывесившие на просушку застиранные бинты. Картина, мягко говоря, неуместная и малоприятная.
Водопад Че-Чкыш - наглядный пример того, как, проявив смекалку и трудолюбие, можно сотворить достопримечательность там, где ее в помине не было. Старое русло ручья еще заметно. Однако ныне оно доверху завалено камнями, и эта рукотворная дамба направляет поток аккурат на бывшую прибрежную скалу. И ручей уже не просто течет по ущелью, а падает с трехметровой высоты на радость и туристам, и хозяевам.
Водопад небольшой, но шумный, и играет радугой, когда солнце выглядывает из-за туч. Но и тут не обошлось без грязных ленточек! Их сотнями вяжут на деревья и кусты, земля возле которых вытоптана так, словно вокруг них лето напролет водили хороводы.
Пещера шамана и петроглифы до сих пор не найдены, поэтому идем дальше.



Здесь петроглифы не пробегали?
В каменном обрыве на другом берегу ручья зияет дырка. На пещеру непохожа - слишком мелкая, а скалы вокруг осквернены пачкунами. Искать возле нее петроглифы нам и в голову не приходит. Но, как выяснится позже, там-то они и находились. А мы, простаки, прошли мимо и ничего не заметили, потому что брезгливо воротили носы от автографов вандалов.
И тут возникает резонный вопрос: настоящие это памятники истории или нет? Очень похоже на второе. Может, их выцарапали на камнях и искусственно состарили тогда же, когда строили водопад? Ну а что? Для привлечения туристов все средства хороши.
Будь это действительно наскальные рисунки эпохи неолита, разве их не охраняли бы как зеницу ока? Или на худой конец не обнесли бы неприступным заграждением? Но в Че-Чкыше петроглифы не защищены ВООБЩЕ. То есть никак. Абсолютно. Любой дурак может подойти и закрасить их. Либо сколоть молотком или камнем. Что, собственно, и делается, судя по плачевному состоянию данного культурного наследия.
И лишь версия, что здешние петроглифы - подделка, - логично объясняет, почему их судьба никого не волнует. Испортят их окончательно - выдолбим новые, в чем загвоздка? Правда, это все равно не служит оправданием, почему в Че-Чкыше не создают хотя бы видимость того, что петроглифы охраняются. Даже банальной предупредительной таблички, и той рядом нет.


Поляна Глюков
Тропинка огибает гигантский утес и, резко повернув на север, выходит на широкую поляну. Стены ущелья расступаются, образуя незабываемое место. Ручей, трава, желтеющие березы, вокруг отвесные скалы - ради этой красоты стоило корячиться на такую высоту. Но тропинка идет дальше, и умчавшийся вперед Денис уже не виден.
Зато я вижу двух пожилых мужиков, играющих в гольф! Вот затейники! Нашли себе место! Как там сказал Уинстон Черчилль: гольф - это хороший способ испортить прогулку? Воистину! А тем более - прогулку по наклонному ущелью, подходящему для этой игры еще меньше, чем для футбола.
И лишь немного погодя я смекаю, что в руках у «гольфистов» не клюшки, а хромированные палки для селфи с закрепленными на них смартфонами. Эх, а я-то решил задержаться и посмотреть, как эти двое ищут свои мячи в камнях и в сухой, по щиколотку, траве. Небось, та еще была бы потеха.
А вон и Денис. Он сидит на невысокой скале в дальнем конце поляны. Зачем он туда взобрался - силу, что ли, девать некуда? Или мне опять мерещится? На сей раз вроде бы нет. Впрочем, когда я туда добираюсь, Денис успевает слезть со скалы и убежать дальше.
Где-то сзади кряхтит Иван, а я снова ковыляю по камням. Тропа то и дело пересекается с ручьем и все меньше выглядит хоженой. Тем не менее кто-то же ее протоптал, а значит дальше есть еще что-то любопытное. Например, пещера шамана, которую мы до сих пор не нашли.



В тупике
Догоняю Дениса в месте, где ущелье разветвляется. Тропинка - тоже. Мы решаем, что надо идти в более «протоптанную» сторону - на север. Тем паче, оттуда течет ручей, а Денис говорит, что где-то поблизости есть еще водопад. Не знаю, с чего он это взял, но чем чёрт... вернее, горные духи не шутят?
А они над нами уже шутят. И чем дальше мы уходим от развилки, тем больше это понимаем.
Вскоре ручей превращается в мелкое болотце, а тропинка полностью исчезает. И, похоже, насовсем - прямо по курсу лишь высокая, не вытоптанная трава. Я едва не наступаю на сломанный куст боярышника - его коварные шипы могут легко проткнуть подошву, - а Денис находит в воде истлевшие фрагменты тела какого-то животного. Судя по клочкам шерсти - довольно крупного.
- Как хорошо, что я не пил из ручья, - облегченно вздыхаю я, перешагивая через останки. Купленную воду мы забыли в машине, а в обед распогодилось и потеплело, и к этому часу все мы изрядно взмокли. Но что-то удерживало меня, не давая утолить жажду из природного источника. И пускай мертвый зверь не портил прозрачность ручья, лишних бактерий он туда подкинул.
- Куда дальше? - спрашивает Денис. - Сдается мне, с водопадом мы лоханулись. Да и с шаманской пещерой - тоже.
Отсутствие шума воды и тропинки говорит о том, что он прав. Имейся рядом хоть что-то примечательное, мы не забрели бы на бездорожье. Все указывает на то, что путь в этом направлении мы прошли до конца.
- Идем назад, - предлагаю я. - Мы и так взбирались сюда три часа. Значит до машины будем спускаться еще как минимум полтора.
Возвращаемся к развилке. Желание исследовать вторую дорогу не пропало, но на обратный путь нам тоже нужны силы, даром что теперь мы шагаем под гору. Да и кто даст гарантию, что эта тропа тоже не упрется в непролазные заросли через полкилометра?
Решив не искушать судьбу, плетемся назад.



Шамана нет дома
«Гольфистов» на поляне уже нет. Других туристов, кроме Ивана - тоже. В принципе, он был прав, что не отправился за нами в дебри. Всё равно мы не нашли там ничего интересного.
- Не иначе, вон та нора и есть пещера шамана. Больше пещер в ущелье вроде бы нет. - Я указываю на еще одну скальную дыру. Она похожа на ту, что есть за водопадом, только эта располагается высоко. К ней надо подниматься по каменистой осыпи и возле нее - о, счастье! - не напакостили вандалы.
Идя вверх по ущелью, мы не придали этому отверстию большого значения - надеялись, что отыщем настоящую пещеру. Но теперь, когда вариантов не осталось, у нас не осталось и выбора.
К пещере ведут две тропы: для усталых путников и для всё еще бодрых. Денис и Иван бодрятся и взбираются по крутому подъему. Я бреду пологим, ибо ноющие суставы не располагают к бравированию.
Как и ожидалось, пещера в данном случае - чересчур громкое название. Скорее, это ниша, где может укрыться от дождя пара человек или лошадь, да и то лежа. Кто-то еще летом накидал туда соломы, которая к сентябрю перепрела. Наверное, в разгар сезона тут и впрямь дежурит артист местной самодеятельности в костюме шамана.
Монеты, которыми усыпана пещерка, говорят, что мы не ошиблись адресом. Тоже, кстати, грамотная «рукотворная» традиция: намекать туристу на то, что брошенная им куда-то монетка дарует ему счастье. Вряд ли, конечно, к зиме в этих «копилках» набирается внушительная сумма. Но и та, что набирается, заработана хозяевами буквально из ничего на ровном месте... Или, если быть точным, не на ровном, а в пригодных для этого складках местности.
Мы в традиции не верим, но монетки бросаем. Не для того, чтобы умилостивить шамана - просто тоже хотим внести малый вклад в «копилку» Че-Чкыша. Несмотря на снисходительность хозяев к вандалам, ущелье всё равно замечательное. И мы не жалеем о том, что потоптались по его вековечным скалам.



ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...
Tags: Простаки на Алтае
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments