Роман Глушков (roman_glushkov) wrote,
Роман Глушков
roman_glushkov

Генералы засранных вольеров

Город бога
(Cidade de Deus, 2002)

"— Доктор, у меня тут пара трупов…
— Они умерли по естественным причинам?
— Да. В этом городе получить пулю в голову — совершенно естественно."

Grand Theft Auto IV

Не было у меня желания смотреть это кино, если честно. Фильм о малолетней бразильской голытьбе, увешанный прямо-таки неприличным количеством премий, вызывал у меня скуку уже при взгляде на его постер. Помнится, в 80-е я так и не проникся культовостью популярной тогда в Союзе драмы "Генералы песчаных карьеров" с ее и поныне известной заглавной песней ("Я начал жить в трущобах городских..."). Скучным было для меня то кино, только и всего. Вот и в отношении "Города бога" у меня заранее сложилось примерно такое же предвзятое мнение: смотреть два часа на грязную снаружи, но чистую в глубине души, черножопую гопоту с ее душевными метаниями мне не улыбалось категорически. Тем не менее, на какие только пытки ни согласишься, чтобы написать язвительную кинорецензию, и я, прикупив коньячку, все-таки решился на этот беспримерный подвиг...
Собственно, все именно так и оказалось: да, "Город бога" - это современная вариация "Генералов...". Вот только "современная" в данном определении - ключевое слово, и этим все сказано.
Первое, что бросается в глаза уже с начальных кадров - чертовски виртуозные монтаж и операторская работа. Фильм соткан из десятков отдельных историй, все время пересекающихся друг с другом, и снят в стремительном "клиповом" стиле так, что ни на миг не позволяет заскучать. Второе несомненное достоинство "Города бога" - его достаточная честность. Здесь нам не тычут пальцем в сокрытые в душах местных гопников честность, благородство и человечность - здесь нам просто показывают этих злобных тупых отморозков такими, какие они бывают в жизни, с их ублюдочными целями и устремлениями. И показывают, надо сказать, так, что всякий раз, когда в их обезьяньей популяции начинается огнестрельный естественный отбор, этому хочется радоваться и за это хочется выпить. Уж намеренно режиссер старался  нам показать, что хороший гопник - это мертвый гопник, или это у него получилось само собой, но так и есть. В этом фильме не жалко совершенно никого. И смотреть его могут с интересом как гуманисты, так и расисты. Гуманисты - с целью поохать-поахать над бедненькими детишками, которые, безусловно, ни в чем не виноваты. А особенно в том, что их папаши не могут заработать себе на презервативы, из-за чего на их хрупкие детские плечи и ложится ответственность самим регулировать собственную численность. Ну а расистам это кино понравится своей честной неполиткорректностью и обилием в кадре правильных, по их расистскому мнению, трупов.
В общем, прошу извинить, но язвительной рецензии в данном случае не получилось. Это кино о бразильской гопоте оказалось на несколько порядков лучше и правильнее слезогонно-надрывного фильма о другой бразильской гопоте - "Генералов песчаных карьеров". Честный и кровавый криминальный жесткач, который, само собой, не будешь смотреть всей семьей, но который следует посмотреть хотя бы один раз из чисто познавательного интереса. А перед режиссером и его съемочной группой, которые были вынуждены работать в той самой клоаке, ежечасно рискуя там же и издохнуть, надо снять шляпу - они не только талантливые, но и весьма отважные люди.

Tags: Про кино
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments